Главная Об обществе Хронограф Библиотека Фотогалерея |
|
|
Библиотека.
История Публицистика Богословие Прочее Архив Е.Л. Тихомирова (тезисы для IX научно-практической конференции «Филевские чтения», г. Москва, центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, 2006 г. Опубликованы)
Стенопись Ильинской церкви села Яковлевского Костромского района – неизвестный памятник первой четверти XIX века.
Ильинская церковь села Яковлевского, находящаяся в 8 километрах от г. Костромы – интереснейший памятник истории и культуры Костромской земли. Село Яковлевское известно на Руси с XV века. Эта земля принадлежала боярину Михаилу Федоровичу Сабурову, потомку мурзы Чета Захарии – основателя Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря г. Костромы[1]. Сабуровы, покровительствующие близлежащему Ипатьевскому монастырю, завещали ему в дар сельцо Яковлевское. В 1768 г. в Яковлевском была построена Ильинская церковь с двумя престолами: во имя св. пророка Илии и во имя св. апостола Иакова, брата Господня. В 1990 г. храм был передан Русской православной церкви, с этого времени возобновились богослужения. В настоящее время действующей является только зимняя часть храма с приделом св. апостола Иакова. Четверик и алтарь летней церкви находятся в аварийном состоянии и в настоящее время не могут быть использованы для богослужений. Главной достопримечательностью Ильинской церкви является интереснейшая настенная масляная живопись четверика и алтаря, относящаяся к 1810-1820-м и 1880-1890-м годам. Особенно ценно, что до наших дней сохранился летописный пояс под нижним ярусом стенописи (южная, западная и северная стены), из которого следует: «Написан сей храм Божий во имя святаго пророка Божия Илии при благочестивейшем и самодержавнейшем и великом государе нашем [Александре][2] Павловиче и при супруге Его благочестивейшей императрице Елизавете Феодоровне и матери его благочестивейшей государыне императрице Марии Феодоровне благоверном Государе цесаревиче [ Константине Павловиче] и супруге Его благоверной государыне великой княгине Анне Феодоровне и благоверных государех …Николае Павловиче и Михаиле Павловиче и благоверной государыне и великой княгине Марии Павловне и при супруге Ея. Государыне великой княгине Екатерине Павловне и при…» Состояние сохранности стенописи в настоящее время – аварийное. В июне 2006 года к ее реставрации по благословлению архиепископа Костромского и Галичского Александра и тщанию настоятеля храма иерея Александра (Бритова) приступила бригада художников-реставраторов под руководством А.М. Малафеева – заслуженного работника культуры, художника-реставратора монументальной живописи высшей категории. В составе бригады: Е.В. Ильвес (художник-реставратор монументальной живописи высшей категории), В.Е. Тисов (художник-реставратор темперной живописи II категории), В.А. Михеев (художник-реставратор масляной живописи II категории), Е.Л. Тихомирова (искусствовед). На теплый сезон 2006 года (июль-октябрь) реставрационной бригадой запланировано: - изучение состояния сохранности памятника, составление картограмм. Искусствоведческое описание стенописи, определение каждой композиции, изучение иконографических источников живописи, датировка и атрибуция стенного письма. - Определение авторской технологии стенописи, выбор реставрационной технологии. - Укрепление и тонировка живописи свода (наиболее худшей сохранности) и 5 композиций на восточной стене. Свод храма – сомкнутый. В своде размещена композиция «Троица Новозаветная с архангельским чином» (живопись поновлена). Стены (южная, западная и северная) расписаны в семь ярусов: - Земная жизнь Христа - Страсти Христовы - Ветхозаветный цикл - Ветхозаветный цикл (продолжение) - «Местный» цикл (деяния апостола Иакова и пророка Илии) - Апокалипсис - Притчи Христовы, избранные сцены из Священного Писания. Общее количество композиций в четверике – 131. Наиболее близкой по иконографии к данной стенописи является роспись четверика церкви Воскресения Христова на Дебре г. Костромы, выполненная маслом в 1833 г. и поновленная в 1870-х гг.[3] В настоящее время автором ведется работа по выявлению иконографического источника для мастеров двух этих храмов. Во второй половине XVIII – первой четверти XIX в. в арсенале русских изографов было значительное количество немецких и голландских гравированных Библий, наиболее популярными из которых были Ветхий и Новый Завет Пискатора, Вайгеля, Борхта, Мириама и Крауза. Поздняя живопись Ильинской и Воскресенской церквей никогда не была предметом специального изучения историков и искусствоведов. Алтарная часть Ильинского храма была поновлена уже после 1870-го года, будучи полностью переписанной маслом в академической манере. Иконографическим источником для мастеров алтаря явилась немецкая гравированная Библия Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, композиции из которой охотно использовали и русские мастера стенного письма после издания ее в Германии в 1860 году. Вероятно, этой же артелью были выполнены фрески в притворе Ильинской церкви, отличающиеся высоким профессионализмом.
Целостность комплекса, удовлетворительная сохранность и выгодное географическое положение яковлевского храма служат стимулом для реставрационных и исследовательских работ на его территории. Подробное живописное повествование Священного Писания, своеобразная авторская манера стенописи четверика и высокий художественный уровень живописи алтаря занимают достойное место в церковном искусстве XIX века. [1] Зонтиков Н.А. Храмы Костромского района/ «Костромской район: вехи истории». Кострома, 2003. С. 157-158. [2] В квадратных скобках помещено реконструированное слово, т.к. есть места, где штукатурка обита до кирпича. [3] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. I. Часть первая. С. 144 – 146.
|